
Каждую среду и пятницу Великого поста в храме Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это особое богослужение, соединенное с вечерней, за которой можно причащаться. Верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и хранящиеся на престоле в алтаре.
Во время поста наши с Вами страсти просыпаются, томят, жгут и тревожат душу. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благочестивых верующих, ощутивших особо остро свою немощь, и создана Литургия Преждеосвященных даров.
Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. Вечерня начинается — не возгласом, обычным для начала вечерни («Благословен Бог наш… »), а начальным возгласом Литургии:
Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…
Потом читается, как на других вечернях, псалом «предначинательный» (Пс.103):
Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…
Этот псалом «предначинательный», восхваляющий Бога, является как бы «предисловием» вечерни, а вместе с ней и всего круга повседневных служб.
После этого диакон приглашает верующих к совместной молитве, произнося великую ектенью:
Миром Господу помолимся…
Потом снова читаются псалмы:
Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя…
Это кафизма 18-я (Пс. 119–133) — та часть Псалтири, которая назначена для чтения на будничных вечерних службах в Великом посту.
В то время, когда читаются в церкви эти псалмы, священник приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Агнец (Тело Христово, напоенное Честною Его Кровию), оставшийся после воскресной или субботней Литургии. Потом вливается в чашу простое вино с водой, и покрываются священные сосуды.
По окончании этих приготовлений и чтения кафизмы вечерняя служба продолжается пением обычных вечерних псалмов:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Здесь вставляются те церковные песнопения (так называемые стихиры на «Господи, воззвах»), которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений священнослужители совершают обычный вечерний вход — шествие во святой алтарь через Царские врата.
Потом предлагаются два чтения из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. После первого чтения священник, осеняя народ светильником, возглашает:
Свет Христов просвещает всех!
А после второго чтения начинается торжественно-умилительное пение:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед святым престолом и жертвенником. Пение это повторяется 6 раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
Потом следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и (начиная со среды четвертой недели Поста) — особенно о тех из оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству святого Крещения, которое в древности совершалось в святую пасхальную ночь. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть службы: чин Причащения.
Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на святой престол сопровождается древней песнью:
Ныне силы небесныя
с нами невидимо служат;
се бо, входит Царь славы,
се — Жертва тайная совершена дориносится .
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа.
Этот вход Даров, уже освященных, совершается с крайним благоговением, и сопровождается звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен. Начинается теперь непосредственное приготовление к Святому Причащению, заключающее в себе преимущественно молитву Господню («Отче наш, Иже еси на Небесех!… Хлеб наш насущный даждь нам днесь… »). Потом совершается само Причащение и следует благодарение после него. И в заключение всей службы произносится молитва «заамвонная», которая отличается особой красотой.
В этой молитве отражается связь между служением Литургии Преждеосвященных Даров и постным временем. Святая Четыредесятница — время подвигов, время тяжкой борьбы. Но победа над невидимыми врагами, несомненно, будет дана всем, которые «добрым подвигом» подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения.
«… Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение Поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых врагов сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и святому Воскресению… »
Божественная Литургия Преждеосвященных Даров — одна из самых красивых и умилительных служб нашей Церкви. Но вместе с тем она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Божественных Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть «жизнь наша»