Два памятника уходящей эпохи

Размещено Фев 22, 2014 в Свежие записи | 0 комментариев

Два памятника уходящей эпохи

В Саранске возле республиканского краеведческого музея имени И.Д. Воронина установлен памятник павшим героям продразверстки. На белом камне высечены такие слова: «Продразверстка проводилась по классовому признаку и всей своей тяжестью ложилась на кулацкую верхушку деревни, старавшуюся сорвать продразверстку и задушить революцию голодом». Рядом находятся и могилы продармейцев, погибших в селе Лада Ичалковского района.

Гражданская война разделила людей на красных и белых, на верующих в Бога и атеистов. Где зло, а где добро? Все смешалось в умах правителей того нелегкого времени. На православное Отечество были ниспосланы в невиданных прежде масштабах тяжелейшие испытания. Распад Российской империи, наследницы византийской культуры, перекроил не только политическую карту, но и человеческие души. Поменялась историческая система координат, в рамках которой не нашлось место Православию. А отчуждение людей от Бога приводило к нарастанию зла. Что-то в обществе оборвалось так неожиданно и бесповоротно. Старец Паисий Святогорец писал: «Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа. Чувствует ли радость вор? Какая там радость – ведь ее чувствует тот, кто делает добрые дела. Тут вон даже если найдешь что-нибудь на дороге и поднимешь, сказав себе, что это вещь твоя – и то сразу потеряешь покой. Нашедший не знает, кто потерял эту вещь, он никого не обидел и не ограбил, однако покоя все равно лишается. А что же говорить о воре! Даже когда человек просто что-то принимает от другого – он не чувствует той радости, которую испытывает, когда сам что-то дает. А уж какая там радость, если воровать и обижать самому! Поэтому посмотрите на тех, кто обижает и обманывает других: какие у них страшные лица, как уродливо они гримасничают!»

Подобное происходило и в деревнях, объятых пламенем революции. Хотя известно, что продразверстка – это изобретение не большевиков. Еще в годы Первой мировой войны крестьяне сдавали зерно. Уже тогда появились серьезные симптомы недовольства – разбойничьи отряды препятствовали движению товарных поездов, грабили баржи с хлебом, которые шли по Мариинской водной системе в Санкт-Петербург. Города оставались голодными и там кипели нешуточные политические страсти. Вдобавок масло в огонь подливали солдаты, возвращавшиеся с фронта. Они были заражены чумой революции. Продуктовые поставки постоянно срывались, агитация либералов и большевиков обостряла политический кризис. После февральской революции хлебная проблема перешла по наследству Временному правительству, что и стало одной из роковых причин раскручивания нового витка катастрофы. Большевики прекрасно понимали – хлеб всему голова. И если они не обеспечат центральные губернии продовольствием, то Гражданская война будет проиграна. Поэтому продотряды действовали жестоко – обрекали на голод не только зажиточных крестьян, но и отнимали последние крохи у бедняков. Ограбление церквей и раскулачивание шли по всем направлениям страны. В каждом селении орудовали красноармейцы, выполняя приказы свыше. То же самое происходило и в селе Лада Ичалковского района.

– В царские времена здесь проживало более трех с половиной тысяч человек. Село находилось на хорошем счету. Крепкие хозяйства развивались и кормили весь Саранский уезд. Конечно же, не из воздуха появлялся хлеб. Люди у нас были трудолюбивыми крестьянами, а не пьяницами и разбойниками с большой дороги. Поэтому все жили в достатке, – рассказывает местный краевед Владимир Николаевич Нарваткин. – Это сегодня наше село находится в большом запустении. Цифры говорят сами за себя – осталось всего лишь 500 жителей.

IMG_4851После свержения Царя началась новая история села. Земля была окроплена кровью. Продотряд, приехавший в Ладу из Наровчата, собрал актив села и наметил план подворного обхода крестьян. Не могли не знать вооруженные гости, что густонаселенная Ладская волость всегда отличалась своенравным характером. По словам Владимира Нарваткина, жители были обеспокоены и слухами о закрытии церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.  Вообще в Ладе было два храма. Первый возвели еще в 1757 году, во времена царствования Елизаветы Петровны. Пятикупольная церковь с высокой колокольней и двумя приделами в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Александра Свирского считалась самым древним деревянным храмом в уезде. Но на исходе первой революции, 9 апреля 1906 года, православная святыня сгорела вместе с большей частью села. Бытует такая версия, что дети, искупав собаку в ледяной воде, решили ее обогреть и развели костер. От искры воспламенились дома с соломенными крышами, огонь перекинулся на церковь. Вместе с ней в пепел превратилась и библиотека – одна из старейших в Мордовии.

– Второй храм в честь Святой Живоначальной Троицы был построен в 1867 году стараниями помещика Л.А. Нарышкина. До тридцатых годов прошлого века там проходили службы, а потом организовали Дом культуры и пристроили кинобудку. В 60-х годах церковь тоже сгорела, – говорит Владимир Нарваткин.

И вот в 1918 году продотряд, возглавляемый комиссаром Семеновым, прибыл в село изымать хлебные излишки у крестьян. Все участники предстоящего обхода были расквартированы. Агитатор Анна Лусс поселилась у священника Александра Охотина. Ничего не предвещало трагической развязки. Говорят, что Анна Лусс находилась в хорошем настроении – из раскрытого окна дома лилась красивая фортепианная музыка.

Спозаранку, 16 ноября, все пошли на базар. Продармейцы тоже привезли свои запасы промышленных товаров. И в это время крестьяне учинили расправу над большевиками. Было убито 8 человек. Сын председателя волисполкома Григорий Бурмистров попытался успокоить разъяренных людей, но под натиском угроз отступил. Затем толпа пошла к дому священника и убила Анну Лусс.

А круговая порука среди крестьян только усложняла ситуацию. Никто не хотел остановить кровопролитие. Когда на железнодорожном переезде, в двух километрах от села, появился бронепоезд и красноармейцы собирались прямой наводкой обстрелять церковь, навстречу им вышел местный житель Бодягин. Он сумел убедить чекистов не разрушать храм. Потом начались обыски и аресты. Краевед Владимир Нарваткин разговаривал с очевидцем того кровавого события. Григорий Антонович Агапов был еще ребенком, когда вели на расстрел односельчан.

– Я спал и меня разбудил отец. Он сказал мне: «Вон их ведут», – вспоминал Григорий Антонович. – Шла вереница людей под конвоем. На горе выкопали яму и расстреляли 13 человек. Среди них чудом выжила монахиня. Известна ее фамилия – Сурудина. Матушку легко ранили, а потом по воле Божией она сумела выбраться из-под рыхлой земли и скрылась в соседнем селе Хилково. Там монахиня и прожила всю свою земную жизнь. Не посмели ее тронуть.

После расправы на месте захоронения кто-то из родственников убиенных установил поминальный крест, который постоянно обновлялся вплоть до конца 60-х годов. Сегодня на склоне горы вместо креста дикие заросли. Только вишни и сирени по весне расцветают, напоминая о возрождении жизни.

IMG_4849Григорий Антонович Агапов навсегда запомнил то раннее утро, как людей вели на расстрел. Может быть, это и повлияло на его дальнейшую судьбу. Он решил посвятить себя служению Богу. Сельчане говорят, что он проводил свою жизнь в непрестанных молитвах. Во время перестройки, когда разрешалось говорить вслух о Православии, на сельском сходе Григорий Антонович поднял вопрос о восстановлении церкви. И наконец два года назад в Ладе освятили новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

А около памятника павшим героям продразверстки гуляют мамы с детьми, школьники играют в снежки, по дороге мчатся автомобили. Поток времени изменил свое направление и мало уже кто знает подробности тех противоречивых событий. Только старинное здание краеведческого музея напоминает прохожим о годах гонений на Русскую Православную Церковь. Начиная со второй половины 18 века жители нижней части Саранска ходили молиться в Трехсвятскую церковь. Ее стены – современники пугачевского бунта. В 1935 году атеисты снесли крест, храм отдали музею. Сотрудники учреждения культуры говорят: «Если бы мы не переехали в храм, то его постигла бы печальная участь, как это произошло с Владимирской церковью Петропавловского монастыря».

Беспощадной рукой уничтожали храмы. В стране все приходило в духовное запустение, потому что люди стали поклоняться идолам. Не зря преподобный Оптинский старец Амвросий сравнивал человеческую душу с неухоженным огородом.

– Огородник весною сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения, – говорил батюшка. – Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратшиися в землю, от неяже взят ecи» (Быт. 3, 19).

Вот и получается, что пустив в огород все дурное, страна не сохранила духовные плоды предков. Об этом свидетельствуют два памятника уходящей эпохи, но Господь всегда ждет своих чад, как отец блудного сына.

Авель Комбаев

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели