В Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре прошел очередной углубленный семинар для духовенства и мирян «Школа консультанта», посвященный проблемам реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
Следует отметить, что встреча состоялась благодаря стараниям Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. В работе обучающего семинара принимал участие представитель Саранской и Мордовской епархии – иерей Владимир Самарин. По его словам, такие встречи помогают получить объемную и полезную информацию о том, как нужно правильно выстраивать отношения с родственниками людей, страдающих недугом алкоголизма. «Когда к священнику приходят за помощью родственники пьющего, порой нам не хватает элементарного опыта. Нужен дополнительный инструментарий для духовной поддержки в первую очередь созависимых – тех, кто находится рядом с болящим изо дня в день. Близкие родственники, сами того не замечая, проявляют чрезмерную заботу, которая переходит в страшный грех тщеславия. Созависимый ощущает себя спасителем алкоголика и еще сильнее провоцирует развитие болезни. Например, приходит к батюшке жена пьющего и говорит: я заказала сорокоуст о здравии в пяти монастырях и прочитала Акафист перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но одновременно сердобольный родственник дает подопечному деньги на покупку зелья или своими поступками вызывает какие-то негативные эмоции в семье», — говорит отец Владимир. Поэтому так важно понять и священнику, и прихожанам, что успех лечения во многом зависит от семьи пьющего человека, от ее настроя. «Все болезни происходят от нашей крайне низкой духовности, — особо подчеркивает батюшка, — а поведение можно поменять только тогда, когда все члены семьи осознают, от каких грехов они сами созависимы, когда они начнут приобщаться Святых Христовых Таин и свяжут свою жизнь с Богом».
В Московскую область съехались гости из разных регионов православной России. Одним из активных участников подобных встреч является Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Диакония», который, в частности, занимается социальной адаптацией нарко- и алкозависимых, проходивших курс терапии в реабилитационных центрах. В обсуждении проблемы были задействованы бывшие наркоманы. Они через Церковь смогли исцелиться и теперь помогают другим избавиться от страшного недуга.
Священники рассказывали на семинаре о нестандартных формах духовной работы с молодежью. Например, можно применять такой нетрадиционный метод, как просмотр и анализ кинофильмов.
Иерей Владимир Самарин уже не первый раз участвует в подобных встречах. «Вся полученная информация должна приносить реальные плоды, — отмечает батюшка. — Я за алкозависимых не могу прожить жизнь, но показать им православный путь истины — это мое предназначение. Конечно, духовные очи не у всех прозревают. Алкозависимые коротают свои дни за бутылкой водки, говоря о своей правде жизни. Эти люди в кругу друзей рассуждают о политике, разбирают законы, а вот как разобраться в себе и освободиться от греха — не знают».
Батюшка занимается духовным окормлением страждущих, проходящих курс лечения в республиканском наркологическом диспансере. Многие из них не носят нательные крестики. Понимают ли они, что Господь может сказать им: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф.25,12). До кого-то доходят эти слова. Во время молебна болящие просят у батюшки благословения и берут у него крестики, потому что без веры в Бога они уже не могут представить себе свою дальнейшую жизнь. Об этом в ноябре 1918 года русский писатель Иван Шмелев написал очень сильную по своему психологическому накалу повесть под названием «Неупиваемая Чаша». Главный герой — крепостной художник-самоучка Илья — преодолевает грех через духовную радость познания Бога. Талантливый парень пишет образ Пресвятой Богородицы, подвергаясь различным искушениям. Он борется со своим грехом. В итоге благодать Божия снизошла на его творение. «Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с Золотой Чашей, радостная и влекущая за собой,- и затихают, — пишет Иван Шмелев. — А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за «престольной», и поют радостными голосами «радуйся, Чаше Неупиваемая!», — падают под нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое — «зарекаюсь!». Бьются и вопят с проклятиями кликуши, рвут рубахи, обнажая черные, иссыхающие груди, и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев — и на них радостно взирает «Неупиваемая». Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чуют только, что радостное нисходит в душу».
Радостное видение жизни наступает при одном условии — человек должен сам узреть Христов свет и сказать самому себе: «Мне пора меняться». А Господь обязательно услышит наши молитвы, где бы мы ни находились.
Авель Комбаев