Украина и Россия – две родственные души. Они, словно православные сестры, поддерживали друг друга и были всегда вместе, что называется, не разлей вода; они — две половинки общего сердца. Наши предки вместе строили единое государство, вместе в окопах отдавали свои жизни за Родину, вместе шли на Берлин.
И вот наступил страшный разлад, который назревал десятилетиями. В результате либерального нашествия искажалась история Украины, а теперь на подготовленной почве насаждается фашиствующая идеология. Гражданская война охватила жителей страны от мала до велика, и продолжают под бомбежками гибнуть люди. Многие украинцы, лишившись крыши над головой, находятся в ужасе от такой демократии, убегают от голода и смерти без вещей и денег в Россию. А куда они еще могут обратиться за помощью? Только Россия выручает своих соотечественников, как это она делала всегда безвозмездно, без всяких меркантильных интересов. Наша цивилизация — православная, и Святая Русь собирает вокруг Христа разные народы. Ведь погибают те, с кем мы жили плечом к плечу веками.
Когда заходит разговор об украинской земле, мне сразу же вспоминаются произведения Николая Гоголя, особенно его красочные «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как тут не полюбишь сказочную и романтическую Украину с ее Рождественской ночью, ярмарками и с таким широким Днепром, что редкая птица долетает до середины реки?! Но теперь у этой реки багровые берега и птицы не летают.
Гражданская война разрушила единство и покой. Впрочем, либералы никогда не победят духовную сплоченность двух братских народов. Украинцы очень набожные люди: они с детства ходят в храмы, почти в каждом доме теплится лампадка перед образом Пресвятой Богородицы. И вдруг начали бомбить православные города и села, националисты пытают священников, сыновей заставляют воевать против отцов, и брат поднял руку на брата. Просто страшно представить себе такую ситуацию, когда, например, жителя захваченного националистами какого-нибудь поселка юго-восточной части страны насильно заставят проводить так называемую зачистку против своих же родственников. Война никого не жалеет — катится она кровавым колесом по человеческим душам.
Анастасия Пиканова с четырехлетним сыном Ярославом окольными путями добиралась до российской границы. Ее родной город Стаханов пока еще не тронут, но люди не ждут ничего хорошего в ближайшее время. В городе только два магазина, и то они открываются на один час. Прозападные силы разбомбили всю промышленную инфраструктуру. Сами украинцы говорят, что это сделано предумышленно. Как жить православному человеку дальше? «Никто, кроме Бога, нас не защитит!» — отвечают соотечественники.
У Анастасии на Украине остались родители, муж. А вот Максим и Наталья приехали в столицу Мордовии из-под Лисичанска. Он трудился на шахте, она — на швейной фабрике, строили благополучно свою семейную жизнь и неожиданно оказались в саранском общежитии. Теперь им нужно заново начинать жить под мирным небом. Власти Мордовии организовали для украинских соотечественников бесплатное трехразовое питание, предоставили временное жилье.
Солнечным августовским днем я вместе с заместителем председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии иереем Владимиром Самариным отправился в общежитие к беженцам. Меня удивила тишина. Куда все подевались? Одни ушли оформлять документы, другие уже трудятся на стройках и предприятиях Саранска. Некоторые хотят вообще перебраться в сельскую местность — там тоже предоставляют рабочие места, да еще и добротные дома получают в придачу. «Главное, чтобы было желание созидать свою жизнь. Мы не пропадем, потому что нас любят в России», — говорит шахтер Максим. И действительно, православные жители Мордовии откликнулись на беду — очень быстро собрали деньги на нужды украинских соотечественников. Ведь многие из них приехали в летней одежде, практически босиком. Отец Владимир Самарин по благословению Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, занимается оказанием адресной помощи вынужденным переселенцам. Работа кипит с утра до вечера. Накануне батюшка освятил комнаты общежития, постоянно привозит теплые вещи, средства личной гигиены и бытовой химии. 25 семей находятся под его духовным и материальным окормлением.
На этот раз батюшка раздал всем молитвословы. Потом, недолго думая, мы собрали несколько человек и поехали с ними на рынок за вещами. Маленький Ярослав пускал мыльные пузыри и радовался, что ему на осень купили костюм с ботинками.
«Помогаем, чем можем, — говорит отец Владимир. — Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии собрал 522 тысячи рублей, поэтому у нас есть такая возможность закупить все необходимое для беженцев».
Сами украинские соотечественники стесняются: «Зачем вы тратитесь на нас? Мы думали, что нам отдадут какие-нибудь поношенные вещи, а здесь столько внимания и доброты!»
К сожалению, не все местные жители так радушно встречают переселенцев. Не секрет, что они завидуют и осуждают: «Понаехали тут! Лучше бы нам помогли». А недавно и в СМИ прошла волна отторжения: мол, украинцы не хотят устраиваться на работу и проявляют иждивенческие настроения. Это неправда! Украинцы не собираются сидеть ни на чьей шее. Они приехали в Россию продолжать жить и воспитывать детей.
«Пока они не встанут на ноги, мы обязательно им будем помогать, — размышляет отец Владимир. — Посмотрите, они уехали в села искать работу, потому что эти люди всегда жили на земле и привыкли все делать своими руками. Надеюсь, что и здесь украинцы будут пахать землю, обзаведутся хозяйством. А я стараюсь их подбодрить. Они не знают, за что и почему им выпала такая участь. И это, кстати, загоняет людей в уныние. Я отвечаю им, что если бы Господь нас всех заслуженно захотел наказать, то нас самих стоило бы за грехи вывернуть наизнанку и посыпать солью. Поэтому все надо принимать со смирением и благодарить Бога за спасение от гибели. Промысл Божий есть непостижимая тайна, которая открывается иногда человеку в утешение и радость. Слава Богу за все!»
Как это ни странно, но война сделала Украину ближе к России. Все-таки мы будем жить одной православной семьей.
Авель Комбаев