По дождливой дороге к Храму Христа Спасителя мчалась вереница автобусов. Если бы участников фестиваля не сопровождал полицейский патруль, то не все успели бы на встречу со Святейшим. Москва пока продолжает стоять в безнадежных пробках.
Перед встречей с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом у нас состоялся творческий разговор с известным телеведущим и продюсером Игорем Станиславовичем Угольниковым. В феврале будущего года на большие экраны выйдет исторический фильм «Батальон смерти», повествующий о женском подразделении, отправленном на фронт Первой мировой войны летом 1917 года. Эту картину как раз и продюсирует Игорь Угольников, у которого прадед участвовал в Великой войне и погиб в самом ее конце. В январе 1918 года он был расстрелян. Поэтому восстановление памяти о наших предках, положивших свои жизни за Отечество, является делом чести для Игоря, и не только для него. «Это наш священный долг, причем важно возвращать даже не память каждого конкретного человека, а — всей нации», — сказал Угольников. Четыре года назад он продюсировал фильм о защитниках Брестской крепости. Работая над этим проектом, Игорь Угольников понял, что Вторая мировая война – это неоконченная Первая. Так зародилась идея продолжать снимать военное кино про Россию.
Во время нашего общения Игорь Станиславович вспомнил о том, как Господь помогал ему в работе. Например, перед началом съемок фильма«Брестская крепость» он помолился и попросил разрешения у погибших защитников крепости. И вот на Покров Божией Матери нужно было сделать финальные кадры на фоне зимнего пейзажа. Откуда взять снег? В отчаянии режиссер решил прибегнуть к помощи специалистов по компьютерной графике.
— В шесть часов утра я просыпаюсь и вижу, что взрослые мужики плачут на съемочной площадке, — вспоминает Угольников. – Что-то случилось? – спрашиваю я. А они говорят мне: «Посмотри в окно». На земле лежал снег. Мы сняли последние кадры, и снег растаял. Потом его не было целый месяц.
Новый фильм тоже расскажет зрителю о трагической странице отечественной истории. Наступил февраль 1917 года: Царь отрекся от престола, революция пожирает огромную страну, и вдруг на фронт отправляются девушки из разных сословий, чтобы поднять боевой дух разлагающейся армии.
Когда Керенского под конец жизни спросили: «Что нужно было сделать в России, чтобы избежать той самой трагедии?», он сказал: «Надо было убрать одного человека: Керенского». Ведь он, будучи правителем, понимал, что творил. Своей политикой либералы и большевики убили в людях истинное благородство, разрушили православные традиции. И вот совсем молодые и хрупкие женщины отправляются на войну. «У меня слезы на глаза наворачиваются и сердце сжимается при разговоре на эту тему, — сказал Игорь Угольников. — Некоторые говорили нам: «Зачем нужно было создавать этот батальон? Девушки погибли, боевой дух армии так и не смогли поднять, а потом грянул октябрьский переворот. Кому нужен был этот батальон?» Знаете, я ответил так: «Зачем тогда детей рожать, если все равно все умрут?» Я думаю, что этот фильм найдет живой отклик в ваших сердцах».
Во встрече также приняла участие депутат Государственной Думы России Мария Кожевникова, которая сыграла роль графини Татищевой. Данный образ является собирательным и основан на биографии Марии Скрыдловой, дочери адмирала: она была адъютантом Бочкаревой. Напомню, георгиевский кавалер Мария Бочкарева возглавляла легендарный батальон смерти. После гибели значительной части женщин в боях под Сморгонью подразделение было расформировано. В 1920 году Бочкареву арестовали, а затем она была расстреляна большевиками в Красноярске. Ее образ воплотила в фильме народная артистка России Мария Аронова.
Продюсер сообщил, что перед выходом кинокартины на большой экран он покажет ее Святейшему Патриарху Кириллу. По словам Игоря Угольникова, «Батальон смерти» вовсе не пропагандирует войну, а, наоборот, рассказывает о вечных ценностях, о любви к Родине и своему народу.
«Ведь девушки батальона опирались на веру в Бога, на высокие идеалы чести, — говорит продюсер. — Фильмы о войне должны сниматься так, чтобы они служили миру».
После интересного разговора с добрым и талантливым Игорем Угольниковым наступил самый важный момент фестиваля. Все ждали, когда приедет Святейший Патриарх Кирилл. Среди участников фестиваля я увидел нашего Владыку — Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского. Он является главным редактором журнала «Ведомости Мордовской митрополии». На душе сразу же стало радостно оттого, что в большой Москве среди незнакомых людей появился родной человек из Мордовии.
Патриарх в своём выступлении затронул ряд важных тем, связанных с работой средств массовой информации.
Так каким же должен быть церковный журналист? Патриарх подчеркнул, что данная профессия немыслима без внутреннего духовного опыта человека. «Церковный журналист — это тот, кто проповедует Христа, даже не занимаясь церковной проповедью. А это значит, всё то, что он пишет и говорит, должно быть важной частью его собственной жизни», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Он также подчеркнул, что из современного обихода исчезает термин «публицист». « Еще в свое время, в XIX столетии, святитель Феофан Затворник с тревогой писал, что надо было бы готовить целую армию христианских апологетов, чтобы противостоять распространяющимся идеям безбожия, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Перефразируя эти слова святителя Феофана, я хотел бы сказать, что нашей Церкви сегодня нужна целая армия публицистов, владеющих ярким, образным словом, искренних, горячих и способных возжечь интерес у самых различных слоев общества…
Нам нужно очень много таких публицистов, которые могли бы поддерживать церковные темы, защищать церковную позицию ярко, убедительно, интеллигентно, подавая пример, в том числе, и полемической дискуссии, без оскорблений, без навешивания ярлыков, побеждая оппонента не эмоциями, особенно негативными, а силой убеждения, красотой слога, образностью выражения, своей эрудицией».
Его Святейшество выразил мнение, что православные университеты должны подумать о создании пишущей церковной элиты: «Церковный публицист — это тот же проповедник, который работает на более широком фронте. Поэтому так важно, чтобы у нас формировался, как я уже сказал, корпус таких людей, которые способны были бы помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия и в соответствии с этой красотой выстраивать свою жизнь».
После выступления Святейшего журналисты начали ему задавать вопросы на разные темы. Говорили и о том, каков вектор развития современной культуры. На мой взгляд, либеральные идеи порой разрушают традиционные устои общества, попирая красоту и духовное богатство православного народа. Разве можно отказаться человеку, живущему в России, от Пушкина и Достоевского? Поднимется ли рука, чтобы уничтожить шедевры русской живописи в угоду неолиберальным «ценностям»?
«Мне рассказывали такую историю, дело происходило в Чикаго на замечательном концерте симфонической музыки. Концерт закончился, и объявили, что сейчас будет представлена экспериментальная музыка. Начали играть какофонию, — делился своими размышлениями Святейший Патриарх Кирилл. — И что вы думаете? Все сидят, на лицах напряжение, сомкнутые брови, желание понять, что происходит, а понять невозможно! Но ведь и сказать, что «король-то голый!», все боятся, а вдруг я самый глупый? В таком зале, при такой поддержке, на весь огромный зал нашелся один человек, который встал и демонстративно вышел, а все остальные захлопали после окончания этого произведения.Когда нас приучают к мерзости и глупости под видом искусства — никакого примирения быть не может. Нельзя отдавать свою душу в плен дьяволу. Искусство – это в первую очередь явление прекрасного, явление гармонии. Если в искусстве не раскрывается закон гармонии, а именно этот закон лежит в основе всего мироздания, значит, это не искусство, значит, что это псевдоискусство, антиискусство. Значит, цель этого искусства — не возвышать человеческую личность, а разрушать ее, значит, вы просто имеете дело с дьяволом, и с ним не может быть никаких компромиссов«.
По лицам участников фестиваля было видно, что все находились под огромным впечатлением от встречи со Святейшим Патриархом. Мы ехали по ночному мегаполису, озаренному яркими огнями, в абсолютной тишине — никто не хотел разговаривать и каждый со своими внутренними переживаниями и грехами всматривался в глубину московских улиц.
Авель Комбаев