8 октября, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, по благословению благочинного церквей Юго-Западного округа Саранска и настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Андрея Копейкина в лицее №26 состоялась православная встреча с учащимися начальной школы. Ребята посмотрели фильм о преподобном Сергии, а затем протоиерей Сергий Зинченко поздравил маленьких именинников с днем Ангела, вручив им иконки и частицы просфоры, привезенной из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Организатор встречи Светлана Николаевна Тюменцева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподает «Основы православной культуры» не первый год. Порой ей приходится преодолевать барьер непонимания и отстаивать свои убеждения. «Ведь нельзя быть Иванами, не помнящими своего родства. Обычно в школах вместо «Основ православной культуры» чисто формально выбирают светскую этику, чтобы меньше было проблем с родительской общественностью, — говорит педагог. — Но если людям правильно объяснить, что подразумевает под собой преподавание «Основ православной культуры», то это вызовет лишь слова благодарности. Тем более в наших классах большинство детей воспитаны в Православии».
Светлана Николаевна вкладывает всю свою душу в работу: она принимает участие в Международных Рождественских образовательных чтениях, общается со священнослужителями, собирает детскую православную литературу и дидактический материал, а на днях побывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Сейчас под ее руководством более сотни ребят изучают в лицее духовное наследие наших предков.
«Даже своими словами можно обращаться к Богу, потому что не каждый знает молитвы. И Господь услышит. Только нужно, чтобы у каждого из вас была твердая вера во Христа», — отметил отец Сергий.
Во время встречи батюшка рассказал о нелегких испытаниях, выпавших на долю русского народа.
Старчество на Руси было поистине тем основополагающим стержнем, который формировал всю общественную жизнь неокрепшего государства. И князья, и простой народ ходили за советом в монастыри, испрашивая благословения и заступничества. Молитвенники земли русской своим христианским словом сплачивали людей, погрязших в междоусобных войнах, давали духовные силы и воспитывали любовь к Отечеству. Одним из таких старцев был преподобный Сергий Радонежский. Можно даже сказать, что он перенес святость русского монашества, зародившегося благодаря подвигам преподобных Антония и Феодосия Печерских, в дремучие дебри Московской Руси.
Как мы знаем, святой Сергий питался хлебом и водой, преодолевал все тяготы пустынного жития: колол дрова, строил братские кельи, молол муку, шил одежду, на своих плечах носил воду. Он учил своих иноков не словом, а делом. Ученики услышали его безмолвную проповедь и разлетелись, словно птицы, по лесному краю, чтобы построить новые обители ради укрепления православной веры. Сергий Радонежский зажег в их сердцах такую огромную любовь к Богу, что она до сих пор через многовековую преемственность поколений согревает и очищает души миллионов людей.
В истории России есть два решающих события, которые определили судьбу православной цивилизации. Они неразрывно связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Это жестокая сеча на Куликовом поле и освобождение от нашествия поляков в Смутное время.
Накануне битвы с Мамаем Дмитрий Донской посещает старца. Преподобный осенил молодого князя крестным знамением и сказал напутственное слово: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Вместе с князем на битву пошли два схимонаха – Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Именно поединком между русским иноком Троице-Сергиева монастыря Пересветом и татарским богатырём Челубеем началась Куликовская битва.
И вернулся Дмитрий Донской с честью – он спас святую Русь от распада и ордынского ига. Здесь уместно вспомнить Андрея Рублева, который родился еще при живом Сергии. Воспитанник Никона, ученика преподобного, воплотил в красках образ Святой Троицы, в честь которой и была построена Сергием Радонежским деревянная церковь на горе Маковец. Благодаря преподобному Пресвятая Троица стала символом единства Руси.
Евгений Трубецкой размышлял по этому поводу: «В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного… Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России». Смиренный человек, решивший уйти от мира сего, смог через веру Христову и Божию любовь заложить исторические и духовные основы Святой Руси!
В Смутное время обитель преподобного, Троице — Сергиева Лавра, опять стала символом борьбы за независимость русского народа. Монахи выдержали многомесячную осаду и не позволили польско-литовским оккупантам установить новое иго на нашей многострадальной земле.
Семь веков прошло, а Россия продолжает держаться на молитвах и духовном подвиге святого Сергия Радонежского. Преподобный нам не оставил ни одной строчки своих поучений, а житие его имеет много белых пятен. Например, мы не знаем толком точную дату рождения святого, но благодаря первому агиографу Сергия, его ученику Епифанию Премудрому, который начал собирать материалы о жизни старца почти сразу же после кончины преподобного, мы открыли для себя богатую сокровищницу духовной жизни наших предков. Теперь понятно, почему Сергий Радонежский не перекладывал на пергамент свои мысли. Он творил молитву в смиренной кротости и в молчании, без лишних слов, трудился на благо Отечества; он был миротворцем в то неспокойное время, когда монголо-татары терзали Русь, и основал целую школу русского монашества, укрепив тем самым идею дальнейшего развития Руси.
После Сергия Радонежского князья уже уверенно собирали земли вокруг Москвы, а ученики преподобного сформировали единое духовное пространство. Ими было основано до сорока монастырей, где кипела жизнь и светилась православная вера. Так шел процесс расселения русских по бескрайним просторам северного края, а Сергий Радонежский служил для всех примером внутренней свободы и неиссякаемой силы духа. Не случайно историк Василий Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа. Ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир». Мордовия, оказывается, тоже связана мощной духовной нитью с преподобным Сергием Радонежским. В те далекие времена ученики святого подвижника в непроходимых местах строили монастыри и крестили язычников.
Возможно, тот самый загадочный старец, который явился отроку Варфоломею, будущему Сергию Радонежскому, тоже жил в лесах и просил за русскую землю заступничества у Пресвятой Богородицы. Кто он? История не сохранила имя старца, а ведь именно он является одним из духовных отцов отрока Варфоломея. Вот так из поколения в поколение на Руси передавали православную веру, благодаря чему Русь выжила и приумножилась. А в этом помогал преподобный Сергий Радонежский: он всегда оберегал Россию.
Весной 2010 года над входом в Спасскую башню московского Кремля реставраторы случайно обнаружили надвратную икону. На ней можно увидеть Спасителя и коленопреклоненных святых Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Она была написана в память о чудесном спасении Москвы в 1521 году от нашествия крымского хана. Тогда народ находился в страшном отчаянии и решил вывезти из Кремля чудотворный образ Божией Матери, но прежде стал совершать молебен. И вдруг многие увидели, что вместе с ними перед иконой на коленях молятся преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. После явления святых народ вернул икону назад в Кремль, а крымский хан неожиданно отступил. Вот так Сергий Радонежский защищал Россию. В советскую эпоху думали, что бесценная фреска над входом в Спасскую башню была уничтожена большевиками. Но на самом деле верующие люди обманули атеистическую власть и сумели скрыть икону под слоем штукатурки. Никто, конечно, не подозревал до 2010 года, что Москву охраняет Сергий Радонежский. Игумен земли Русской рядом с нами!
Ученики четвертого класса с большим интересом слушали рассказ батюшки о преподобном Сергии Радонежском, у ног которого оказалась вся Россия. Он показал народу путь истины Божией, он является родоначальником русского Возрождения, построенного, в отличие от европейского, на духовных ценностях Святой Церкви. И задача современной молодежи – сохранить во что бы то ни стало православную Русь, как заповедовал всем нам преподобный Сергий Радонежский.
Авель Комбаев