Афганская боль: когда плачут мужчины

Размещено Фев 14, 2015 в Благочинный, Избранное, Новости, Свежие записи | 0 комментариев

Афганская боль: когда плачут мужчины
14 февраля, во Вселенскую родительскую субботу, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Саранской и Мордовской епархии протоиерей Андрей Копейкин совершил панихиду по погибшим воинам-интернационалистам. Батюшке сослужили иерей Виталий Сулейманов и диакон Сергий Сульдин. Напомню, 15 февраля 1989 года, на Сретение Господне, последний советский солдат покинул Афганистан. С той войны не вернулись 68 совсем еще юных уроженцев Мордовии. А всего прошло через этот ад около 3000 солдат из республики.
           В кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова молились родные погибших и боевые друзья. Ветераны-афганцы в руках держали свечи, а на глаза наворачивались слезы. Сколько дней и ночей бывшие сослуживцы подвергались атакам душманов, сколько было пройдено в постоянном психологическом и физическом напряжении пыльных дорог горного Афгана? Не перечесть. Только их сердца знают настоящую боль афганской трагедии. Все они являются единой духовной семьей перед лицом Божиим. Среди воинов-интернационалистов есть люди, одаренные разными талантами. В том числе они пишут очень сильные по своему эмоциональному содержанию стихи:
Лютое солнце над Кандагаром 
Мертвою хваткой вцепилось в поля. 
Наша колонна окутана жаром – 
Семьдесят выше нуля. 
Лица как маски под солнцем и пылью, 
Через одежду жжет тело броня. 
Смешаны грани меж бредом и былью – 
Семьдесят выше нуля. 
Душит жара разомлевшую волю, 
Треснули губы, о влаге моля, 
И, проклиная солдатскую долю, 
Семьдесят выше нуля… 
«К бою!» — и пекла как не бывало, 
Вихрем взметнулась, вскипела земля. 
Рота в ущелье душманов зажала – 
Подумаешь, семьдесят выше нуля… 
      В восемнадцать лет у парней виски покрывались сединой, они теряли друзей-одноклассников, сами погибали, прикрывая своими телами боевых товарищей, а родители, практически ничего не зная о своих сыновьях, молились и ждали весточку с Востока. Прошло то время, кажется, бесследно: факты сохранились только в учебниках по истории, уже давно не существует Советского Союза, современная молодежь увлечена совсем другими идеалами. «Нет места Афгану в их сердцах», — скажут отцы, но Афган остается незаживающей раной для выживших солдат. Герои не отступали ни на шаг при выполнении поставленных руководством боевых задач. И совершенно не важно,  какие политические цели преследовала страна, посылавшая мужественных парней выполнять интернациональный долг. А потом им приходилось искать свое место в мирной жизни, которая стремительными темпами менялась в худшую сторону. В 90-х годах афганцев общество встретило равнодушно, даже с осуждением. Я сам помню, как в московских подземных переходах безногие ветераны боевых действий зарабатывали себе на жизнь игрой на гитаре.
 P1320976
P1330068
P1330065
       P1330014
       На заупокойном богослужении молился председатель регионального отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство» генерал-майор запаса Валерий Иванович Миточкин. А уходил он на засекреченную войну в звании капитана. Я задал ему вопрос:
 — Валерий Иванович, Афганская война все-таки была забыта незаслуженно. Многие ли мальчишки мечтают сейчас быть похожими на афганцев как в дружбе, так и в выполнении солдатского долга? И что для этого необходимо сделать?
— Мы ушли из Афганистана, честно выполнив свой долг. Наши ребята на той войне проявили мужество и стойкость. Традиционно в этот день мы обращаемся к Богу, чтобы помянуть погибших друзей. Да, было время, когда нас просто забыли — выкинули на улицу. К сожалению, так уже повелось, что когда заканчивается то или иное историческое событие, наши политологи, социологи тут же бросаются давать негативные оценки. Хотя для этого требуется длительное время, чтобы дать правильную историческую и политическую оценку. А в нашем случае, после вывода войск из Афганистана, начали сразу же кричать: «Это ошибка, это убийство ребят!»  Через 26 лет общество совсем по-другому оценивает ситуацию. Ведь речь шла не о поддержке какого-то режима в Афганистане, а об отстаивании наших геополитических позиций в Центральной Азии. Да, конечно, пришлось менять режим на более лояльный, но если глубже переосмысливать события ушедшей эпохи, то нам для победы не хватило золота. Афганистан был традиционным  местом противостояния  Великобритании и России, а англичане всегда действовали при помощи золота и поставок оружия. Поэтому нам и не удалось выполнить стратегическую задачу.
          По словам Валерия Миточкина, ветеранам надо смелее идти в школы, чтобы  рассказывать молодому поколению о черных и белых сторонах Афганской войны, о том, как они воевали и спасали друг друга, как их приняли на родине.
P1330051
P1330027
P1330026
            Участники боевых действий остались навсегда верными сыновьями России. Среди них Семен Андреевич Щанкин, который прошел через горнило Афганской войны советским разведчиком. Сейчас он живет в Саранске.
«Август 1981 года. Москва. Закрытый аэродром, — вспоминает Семен Андреевич. — У меня, как и у остальных, никаких при себе документов, мы в военной форме, но без знаков отличия и без погон. А документы остались в отделе кадров главного управления КГБ. Мы друг друга знали только в лицо, но подлинные наши имена и фамилии также держались в секрете. Меня все знали и звали Александром в группе…Наконец, мы взлетели и благополучно приземлились в Ташкенте, дозаправились, вновь взлетели, и вот он, Кабул, — столица Афганистана». 
            Военный разведчик Семен Щанкин был советником, ведущим переговоры о поставке в страну гуманитарных грузов. Легенда оказалась убедительной. Это позволяло разведчику перемещаться по афганским провинциям и вербовать агентов. Вот что он говорит про своего секретного осведомителя: «Отважный человек этот Али. Он организовал из своей родни целую шпионскую сеть, его люди передвигались по стране с различным товаром, собирали ценную информацию, зарабатывали этим на жизнь. Мне повезло несказанно с самого,считай, начала моей разведдеятельности в провинции Лашкаргах. Али от своих родственников получил информацию о том, что в такой-то район  такой-то провинции Афганистана из Пакистана отправился караван с оружием и боеприпасами… Прокручиваем все варианты. Мы узнаем все до мелочей, мы знаем название кишлака, куда будет доставлен груз, даже склад рядом с мечетью. Я заказываю вертолет, мы с группой и Али садимся и летим. Али — первоисточник информации. Он в случае  провала, засады гибнет вместе  с нами. Летим, петляем, меняем постоянно курс. А вот и наш объект — караван японских грузовиков. Мы разведчики, наша задача — обнаружить врага и передать место дислокации в штаб боевых действий, что я и делаю». 
            Вот таким образом многих советских солдат спас от гибели Семен Щанкин. По его словам, война меняет человека коренным образом, меняет его взгляды на жизнь, на ее ценности. «На войне как на войне, — говорят ветераны, не сдерживая слез, — но без веры в Бога  мы бы просто не выжили». 
          По окончании панихиды отец Андрей Копейкин обратился к собравшимся с пастырским словом:
«Дорогие братья и сестры!
Стало уже доброй традицией собираться в этот день для того, чтобы помянуть не только своих родных, своих близких, но и всех воинов, которые участвовали в боевых действиях и в Афганистане, и в Чечне. К сожалению, даже в мирное время происходят вооруженные столкновения. Не дремлет лукавый, который всегда строит козни и разжигает войны. В результате гибнут наши братья и наши сыновья. Мы с вами молимся и просим Господа о том, чтобы Он умирил враждующих. И мы помним тех, кто погиб во времена этих тяжелых и суровых конфликтов. Человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Каждый из нас должен знать это. И пока мы произносим, помним имена солдат, погибших во время боевых действий в Афганистане, Чечне, они всегда будут жить в нашей памяти, они всегда будут в памяти у Господа нашего Иисуса Христа.  Аминь».
P1330073
         P1330085
P1330087
P1330090
P1330092
            Затем состоялся траурный митинг. Батюшка вместе с ветеранами-афганцами возложил цветы к памятнику воинам-интернационалистам и военнослужащим, погибшим в локальных войнах и конфликтах. После минуты молчания на площади Победы послышались выстрелы почетного караула. Все содрогнулись. Души погибших воинов, словно белые голуби, взметнулись когда-то в Афгане в чистое небо. Для Господа они живы!
Авель Комбаев

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели