Иерей Николай Овсянников, священник храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», провел православную беседу с учащимися средней общеобразовательной школы №33. Она была посвящена подготовке верующего человека к Великому посту. У детей эта неделя ассоциируется прежде всего с развлечениями, когда взрослые много дурачатся, могут залезть и на высокий скользкий столб, чтобы снять кукарекующего петуха.
Наступила Масленица — один из самых веселых праздников нашего народа. И пусть на дворе еще февральский мороз сковывает лохматые березы и отпугивает птиц от раннего прилета, но все равно уже дышится по-весеннему. Солнце зовет на улицу. Сквозь морозную дымку сияющие купола церквей издалека притягивают взор. Эх, прокатится бы сейчас на санях да с ветерком. А потом, придя с мороза, можно попить вкусного чая из медного самовара, с вареньем и баранками. В старину масленичное настроение преследовало повсюду прохожего. Это сейчас, после эпохи безбожного лихолетья, серые рабочие будни затмили яркие краски прошлого.
Вот с каким литературным азартом описывал Александр Куприн празднование Масленицы в дореволюционной Москве: «О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной… А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве – этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические. Счет приходилось бы начинать пудами, переходить на берковцы, потом на тонны и вслед за тем уже на грузовые шестимачтовые корабли. Ели во славу, по-язычески, не ведая отказу. Древние старожилы говорили с прискорбием:
– Эх! Не тот, не тот ныне народ пошел. Жидковаты стали люди, не емкие. Посудите сами: на блинах у Петросеева Оганчиков-купец держал пари с бакалейщиком Трясиловым – кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На тридцать втором блине, не сходя с места, богу душу отдал! Да-с, измельчали люди. А в мое молодое время, давно уже этому, купец Коровин с Балчуга свободно по пятидесяти блинов съедал в присест…»
Конечно же, иерей Николай Овсянников шел в общеобразовательную школу №33 не для того, чтобы рассказать о кулинарных изысках и почему, как выразился Куприн, нынче измельчали люди в поедании большого количества блинов. Ведь традиции празднования Масленицы заключаются не только в шумных гуляниях, ярмарках, катаниях на санях с бубенцами и сжигании соломенного чучела. Язычник изгоняет зиму развлечениями, а христианин готовится к Великому посту — у него впереди семь недель напряженного духовного труда. «Не всё коту Масленица, а будет и Великий пост». Вот об этом и рассказал батюшка учащимся 5,10,11 классов.
«На Сырную седмицу нельзя есть мясо, мы постепенно готовим себя к борьбе со своими страстями и пороками, — отметил отец Николай. — В это воскресенье в храмах мы будем вспоминать Адамово изгнание из рая, просить прощение друг у друга».
Полнота и радость земной жизни обретаются в общении с Богом. Но разве можно общаться с Господом, затая обиду на ближнего? Без прощения и примирения человек не в состоянии пройти Великий пост с пользой для своей души. Вспомним наставление святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». Наблюдаем ли мы такое благоговейное поведение в современном обществе? К сожалению, языческое наследие вносит глубокие и необратимые коррективы.
Отец Николай Овсянников в ходе беседы отметил, что в храмах на Сырную седмицу, в среду и пятницу, не совершается Божественная литургия, а усиленная молитва должна настроить христианина на искреннее покаяние. Чаще всего нам удобнее плыть по течению, нежели пойти вспять, чтобы отказаться от той скверны, которая пропагандируется в обществе. И Великий пост как раз помогает всем нам измениться внутренне, отнестись серьезнее к вопросам духовной жизни. Ведь самое сложное для человека — научиться отказывать самому себе в чем-то греховном. Батюшка, обращаясь к ребятам, особо подчеркнул, что воздержание может превратиться и в чистую формальность, от которой не будет никакой пользы. Многие люди постятся и ходят в храмы, а все равно они делают гадости. Поэтому Масленица — это такой период жизни, когда мы должны задуматься над собой, найти в себе духовные и телесные силы для самоанализа. У людей бывают глупые цели, основанные на материальном благополучии, но, достигая их, человек оказывается у разбитого корыта. Он может прожить богато земную жизнь, имея награды, почести и уважение, а вот после смерти к нему никто не придет на кладбище. Спрашивается, чего он достиг без Бога, если все рассыпается в прах?
Ребята слушали внимательно батюшку, они особо отреагировали на слова апостола Павла: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Рим. 14, 17). Кто-то из учащихся, возможно, впервые услышал эту евангельскую истину. После духовной беседы ребята посмотрели небольшой православный фильм, рассказывающий о смысле Великого поста.
Каждый из нас проживает земную жизнь по-своему, но не для каждого открываются духовная глубина человеческого бытия и сила Божиего присутствия. Начинать нужно с примирения с Богом и ближними, идя путем покаяния, молитв, поста, добрых дел, а не с праздного времяпровождения, соревнуясь в поедании блинов.
Авель Комбаев