23 сентября VI Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» продолжил свою работу в рамках обсуждения роли свободы и демократических ценностей в жизни христианина.
Обычно многие надуманно упрекают Церковь в том, что она ограничивает свободу слова и своим консерватизмом отталкивает от себя молодежь. Но так ли это и в чем заключается подлинный смысл свободы? На сложные вопросы попытались ответить за круглым столом «Права человека – граница свободы и произвола». Он проходил в Троицком зале пансионата «Клязьма» при Управлении делами Президента РФ.
Участниками дискуссии стали: посол по особым поручениям МИД РФ, уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Константинович Долгов; церковный публицист, один из участников группы разработчиков проекта «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» иеромонах Макарий (Маркиш); исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Анатольевич Силантьев и председатель православного братства «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров.
Руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Вахтанг Владимирович Кипшидзе был модератором круглого стола. По его словам, данная тема долгое время оставалась неразработанной на уровне православного медиапространства в силу того, что она монополизирована светскими средствами массовой информации.
Посол по особым поручениям МИД РФ Константин Долгов сразу же отметил, что права человека — это универсальные ценности и никто их не отрицает на международном уровне. Но порой завышенная самооценка некоторых государств, позиционирующих себя в качестве поборников демократии, приводит к конфликтной ситуации. «Нет двух одинаковых демократий, так как каждое общество развивается в рамках собственных традиций», — подчеркнул посол. Поэтому многим на Западе не нравится независимая внешняя политика России, которая отстаивает органичную взаимосвязь между правами и общечеловеческими ценностями. А упорное навязывание неолиберальных ценностей стране с традиционными установками на жизнь может привести к геополитическим катастрофам. Константин Долгов проработал 12 лет в США и наблюдал противоречивую картину мнений в американском обществе. В разных штатах по-разному воспринимают современные тенденции в сфере обеспечения прав и свобод человека.
«Мы знаем цену социальному миру, — сказал посол. – Существует граница, которую нельзя переходить. Я могу реализовать свое право ровно настолько, насколько это не ограничивает права другого человека». По словам Долгова, Россия сегодня остается островом надежды, а значительная часть как населения, так и политических элит, находящихся в оппозиции главенствующей в станах Запада идеологии, разделяют представления о необходимости защиты традиционных христианских ценностей и видят в России модель консервативного государства.
Иеромонах Макарий начал свое выступление со слов русского поэта Петра Вяземского: «Всякая свобода какою-нибудь стороною ограничивается тою или другою обязанностию, нравственною, политическою и взаимною. Иначе не быть обществу, а будет дикое своеволие и дикая сволочь». Иеромонах напомнил участникам круглого стола евангельскую истину о том, что мы не должны становиться «рабами человеков» и плясать под дудку диавола.
На фестивале в течение всего дня проходили презентации различных проектов. В частности, говорили и о конкурсе «Православная инициатива». Кстати, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Саранской епархии подал заявку и надеется, что с Божией помощью удастся выиграть грант на открытие Школы православного сестричества. Руководитель отдела сопровождения проектов Фонда «Соработничество» Константин Старостин рассказал делегатам фестиваля об особенностях проведения конкурса «Православная инициатива», о том, какие требования предъявляются к проектам. В этом году подано около 1700 заявок.
Эксперт Фонда «Соработничество» Юрий Криворучко представил Интернет-платформу финансирования проектов «Начинание». Nachinanie.ru – новый проект Фонда «Соработничество», который позволяет собирать деньги на небольшие социальные проекты по принципу «с миру по нитке».
Вечером в Большом Екатерининском зале пансионата состоялось открытие фестиваля. Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда поделился своими мыслями по поводу современного медийного поля. Он рассказал одну историю, связанную с известным тележурналистом Анатолием Григорьевичем Лысенко. Ему позвонила молодая журналистка и попросила срочно дать комментарий.
— Может быть, вам кто-то другой расскажет? – спросил Анатолий Григорьевич.
Девушка продолжала настаивать на своем.
— А почему именно я должен дать комментарий?
— Да потому, что мне нужен маугли отечественного телевидения, — ответила она.
Тут Лысенко бросил все свои дела и начал выяснять, что имела в виду журналистка. Оказывается, она скорее всего хотела сказать слово «гуру», но в ее лексиконе не нашлось более подходящего слова, нежели «маугли».
Владимир Легойда рассказал эту историю не для того, чтобы развеселить участников фестиваля. Речь идет о профессионализме медийной среды. В настоящее время мы находимся в ситуации, когда размываются привычные каноны журналистики. Поэтому люди и путаются в понятиях. «Если раньше в моем родном МГИМО обсуждали проблему: «Можно ли социальные сети рассматривать как СМИ», то сейчас этот вопрос отпал, — резюмировал Владимир Легойда. – Кто-то полагает, что профессия журналиста похоронена и медийное поле становится эффективным инструментом создания новой самостоятельной реальности».
Благодаря редакторам у читателей часто складывается субъективное представление о действительности. Поэтому перед Церковью встает выбор, нужно ли присутствовать в социальных сетях, в которых живет современная молодежь. Как правило, православные журналисты пытаются войти в поле высокого напряжения, и задача состоит в том, можем ли мы туда войти со своим свидетельством о Христе. Легойда особо подчеркнул, что деятельность православных СМИ должна быть Христоцентричной и руководствоваться тремя принципами:
- Говорить только правду.
- Говорить о Христе, хотя живое свидетельство о Боге встречало и будет встречать сопротивление мира.
- Говорить на понятном языке, чтобы уметь встраиваться в другую логику.
Также руководитель Синодального отдела информации поразмышлял о роли Церкви в общественной жизни страны. Сейчас любят цитировать фразу русского религиозного мыслителя Владимира Соловьева о том, что государство существует не для того, чтобы земная жизнь превратилась в рай, а для того, чтобы она не стала адом. Так вот, Церковь помогает приобрести в себе Рай, то есть Царствие Божие. Она воспитывает людей, и этот угол зрения очень важен для работы журналистов. Нужно понять, что мы – одна Церковь, мы соединены не симпатиями и антипатиями друг к другу, а жертвою Христа. Легойда пожелал участникам фестиваля подлинного, вдохновенного свидетельствования о нашей самой главной и сокровенной Тайне — о жизни со Христом и во Христе.
— В этом цель нашей жизни и профессиональное призвание. Как воскликнул апостол Павел, святой покровитель фестиваля , «горе мне, если я не благовествую», — такими словами закончил свою речь руководитель Синодального отдела информации.
После открытия фестиваля состоялся показ фильма «История хора донских казаков под управлением Сергея Жарова 1920-1979 гг.». Протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, достаточно долго изучал творчество казачьего хора, который перестал существовать в 1979 году после ухода со сцены Сергея Жарова.
Более пятидесяти лет казаки-эмигранты дарили Западу красоту русской песни. Поначалу они жили впроголодь, им приходилось наниматься на разные работы. Так, например, сам Жаров мыл на заводе пустые бутылки, но Господь помог казакам найти свою духовную стезю в Европе. Однажды в Дрездене после концерта к ним подошел Рахманинов и сказал: «У вас нет предшественников. То, что вы делаете, — это новое музыкальное открытие. Вы на правильном пути, дерзайте».
— И вот этот хор, оставивший огромное музыкальное наследие, признан по всему миру, но неизвестен в России. Нам надо знать это. Ведь то, что пережили эти люди, как они попадали в плен, жили в лагерях беженцев, в эмиграции, — не выдумать, — сказал протоиерей Андрей Дьяконов.
Над Москвой тихо и незаметно опустилась осенняя ночь. Все участники разошлись по номерам, и где-то за окном холодный ветер сквозь пожелтевшую листву доносил русскую мощь и боль казачьей песни из далекого прошлого.
Авель Комбаев