Быть или не быть казачеству?

Размещено Сен 2, 2014 в Благочинный, Избранное, Новости, Свежие записи | 0 комментариев

Быть или не быть казачеству?
1 сентября казаки Мордовии провели Круг, приуроченный ко дню памяти своей Покровительницы — Донской иконы Божией Матери. На совет  был приглашен председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством  Саранской епархии протоиерей Андрей Копейкин. 
Казаки – это особый народ: свободолюбивые, отважные и они свято хранят православные традиции России. Без них невозможно было представить  дальнейшую судьбу нашего Отечества, когда на царство избирали Михаила Романова. «Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское  государство не избирать, — пишет замечательный русский историк Сергей Михайлович  Соловьев. —  Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх.

Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Худ. Г. Угрюмов

Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Худ. Г. Угрюмов.

Дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» — спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», — отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем». Вот  поэтому казаки всегда были в почете у Царской семьи. Они готовы были идти и в огонь,  и в воду за Императором. Их славные боевые подвиги вписаны золотыми буквами в летопись военного прошлого великой России. Ни одно сражение не обходилось без казачьего полка. Чего только стоил врагам летучий корпус под командованием Донского войскового атамана Матвея Ивановича Платова! В письме к атаману Кутузов писал: «Услуги, оказанные Вами Отечеству…не имеют примеров; Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона». Из среды  казаков вышли такие выдающиеся люди, как покоритель Сибири Ермак, великий русский художник Василий Суриков, писатель Михаил Шолохов. Оказывается, казаки не только были бунтарями, но и созидателями православной страны.  Чувствовалась в их образе жизни молодецкая удаль и неподкупная вольность. Однажды Суриков, будучи в заграничной поездке, представился всем предельно просто: «Я Суриков, русский казак».

imgB
Наверное, все мы с восхищением смотрим на казаков после прочтения романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»  и просмотра  одноименного классического фильма режиссера Сергея Герасимова. Трагизм смутной эпохи близок каждому,  кто сопричастен и душой, и сердцем к жизни родной земли. Есть в романе такие слова: «Россия всходит на Голгофу». После революции многие казаки эмигрировали во Францию и на чужбине они сохранили свою самобытность. А у нас в результате репрессий казачество фактически было истреблено.
Пять лет назад по  благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла день Донской иконы Божией Матери был объявлен праздником  православного казачества. Пресвятая Богородица – великая Заступница этого воинского сословия, благодаря которому осуществлялась защита рубежей Русской земли. После Куликовской битвы, определившей будущее православной России, казаки  преподнесли благоверному великому князю Димитрию Иоанновичу икону Божией Матери, названную в честь этого события Донской. Святыня прошла сквозь пекло кровавого сражения, вдохновляла воинов и помогла одолеть врага.
P1280197Многие спрашивают: «Откуда взялись казаки в Мордовии?» Посольский атаман Оренбургского войскового казачьего общества Олег Геннадьевич Сапунов, стоявший  у истоков зарождения казачества в Мордовии, объясняет: «Ответ очень простой: ребята, читайте историю. Город Саранск основан в 1641 году на Атемарской засечной черте казаками, стрельцами и пушкарями. Кстати, мало кто знает, что  за 10 лет до появления Саранска был образован город Инсар на Шишкеевской засечной черте. Знаете, история казачества в Мордовии мало изучена, потому что 70 лет нам пытались внушить: казаки – это оплот царизма, они угнетали рабочих и крестьян.  Хотя на самом деле казаки – это великий народ, который создал Россию».
На праздничном Кругу  атаман Саранского городского казачьего общества «Свято-Предтеченское» войсковой старшина Вячеслав Борисович Жаров обозначил проблему, связанную  с дальнейшей судьбой казачьего движения в республике. В настоящее время по всей России появляются самозванцы — организации, пытающиеся в завуалированной форме изнутри разрушить истинное казачество. Поэтому необходимо выработать единую позицию, чтобы не было раскола.
Председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Саранской епархии протоиерей Андрей Копейкин поздравил казаков  и рассказал о том, какие проблемы поднимались на первом  Всероссийском большом съезде казачьих духовников в декабре прошлого года.
P1280205
«Святая Церковь прилагает колоссальнейшие усилия по развитию казачества в регионах, и для того чтобы не сбиться с истинного пути, у казаков должен быть четкий курс,  куда смотреть. А смотреть должны на храм и Крест. Тогда Господь по нашим молитвам поможет, — сказал протоиерей Андрей Копейкин. – Правое дело, пусть даже и с многочисленными  скорбями, обязательно принесет пользу Отечеству. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы преодолеть разногласия в казачьем движении».
Батюшка  призвал казаков регулярно посещать воскресные службы. Есть старая поговорка: казак без веры — не казак!
Донская икона Божией Матери«Поэтому воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на открытии Первого большого съезда казачьих духовников.  От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать как некий этнографический рудимент. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество».
На протяжении всей многовековой истории государства Российского Православие является объединяющей духовной силой. Это наш образ жизни и средоточие многонациональных отношений. Без Православия нет русских. Поэтому казаки и говорят о важности сохранения преемственности веры и служения своему Отечеству. Даже в эпоху безбожия казак Михаил Шолохов осмелился закончить свой роман  «Тихий Дон» трогательной сценой: Григорий Мелехов взял на руки сына. Это все, что осталось у казака в жизни и за ним будущая судьба России.

Авель Комбаев

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели